05 марта 2024
Моя статья в журнале Business Excellense № 2 и 3 «Коучинг: развиваем soft skills»
Моя статья в журнале Business Excellense № 2 и 3 «Коучинг: развиваем soft skills»
Моя статья в журнале Business Excellense № 2 и 3 «Коучинг: развиваем soft skills»

 

В современной России понятие «коучинг» связывается с публикацией в 1992г. книги Джона Уитмора «Коучинг высокой эффективности». Как пишет автор: «Коучинг – это не просто техники…, это путь управления, путь общения людей, путь размышления»

Коучинг – это искусство задавать вопросы, которые дают возможность взглянуть на сложившуюся ситуацию под новым, порой, неожиданным углом зрения. Такой подход предполагает гибкость восприятия и креативность, способность психологически грамотно реагировать на конструктивную критику.

В качестве примера можем рассмотреть технику креативности Илона Маска, которая состоит из 6 шагов. Эту технику он использует для своих революционных прорывов и решения бизнес-задач. В основе лежит принцип мышления, позволяющий начинать все с чистого листа и выйти за рамки шаблонных решений. Иначе говоря, для создания инновации необходимо отказаться от идей, практик и стандартов, существовавших ранее и посмотреть на всё свежим взглядом.

Шаг 1. Задайте правильный вопрос. Если вы столкнулись с каким-либо вызовом, то не ищите очевидных решений. Для начала сформулируйте ключевой вопрос, который никогда не задавался не только вами, но и другими людьми.

Шаг 2. Соберите как можно больше данных. Этот этап включает опрос экспертов, изучение литературы, по возможности, обретение реального опыта в этой сфере.

Шаг 3. Разработайте гипотезы. После сбора данных формулируются гипотезы.

Шаг 4. Сделайте вывод. На четвертом этапе необходимо еще раз посмотреть на гипотезы и задать определенные вопросы. Насколько они корректны? Насколько они актуальны? Обязательно ли они приведут к выводу, и с какой вероятностью? Насколько можно быть уверенным именно в этом выводе?

Шаг 5. Включите критичность мышления: попытайтесь опровергнуть вывод. Еще один замечательный этап, который многие упускают и боятся. Проведите дискуссию, попросите других людей опровергнуть вывод. Именно опровержение может позволить чувствовать себя уверенно.

Шаг 6. Даже при выработке решения поставленной задачи необходимо оставить место для новых идей и новой информации и не воспринимать вывод как окончательный вариант.

В процессе работы с клиентом/сотрудником/руководителем коуч-консультант помогает пройти эти шаги и найти оптимальное решение поставленной задачи.

Коучинг – отличный способ для саморазвития и кратчайший путь достижения как личных, так и профессиональных целей. Это направление интересно всем, кто стремиться к новым свершениям, кто хочет менять свою жизнь к лучшему, кто стремиться к максимальной самореализации. Мотивированные, вовлеченные сотрудники открыты всему новому, они работают не только для того, чтобы получать зарплату. Для таких сотрудников профессиональная деятельность – это важная сфера самореализации и возможность творческого отношения к своей жизни в целом.

Коучинговый подход в профессиональном развитии помогает опираться на сильные стороны сотрудников, создает условия для того, чтобы каждый работник мог принимать самостоятельные решения на своем уровне, проявлял ответственность и инициативу. Мотивация достижения бОльших успехов в профессии дает возможность реализовать свои личные и карьерные цели.

Коучинг – это, прежде всего, диалог, диалог наставника (коуча) и сотрудника. Коуч может работать как внутри компании - в HR-отделе, и быть частью команды, так и может быть приглашенным, внешним консультантом. Коуч также может работать как фрилансер, независимый эксперт.

Коучинг как способ развития профессиональных и личностных компетенций может проводиться внутренними или внешними – приглашенными – консультантами, специалистами для работы над конкретным запросом. Коуч-консультант, наставник, тренер или инструктор по изменениям может быть полезным для решения следующих задач:

  • Как повысить мотивацию и личную эффективность

  • Помощь в реализации поставленных целей

  • Развитие коммуникативных навыков, подготовка к переговорам, презентациям, собеседованию

  • Профилактика эмоционального выгорания, развитие стрессоустойчивости

  • Работа в системе многозадачности, умение грамотно распределять приоритеты, тайм-менеджмент

  • Развитие гибких навыков.

Как показывает практика, наиболее распространенными запросами к коучам на языке клиентов являются:

  • Стал руководителем, а как руководить людьми — не знаю

  • Как мотивировать себя и своих сотрудников

  • Предстоит презентация на выставке/выступление на конференции/собеседование/переговоры, как психологически грамотно настроить себя

  • Не вижу перспектив в дальнейшем профессиональном развитии и карьерном росте

  • Хочу запустить свой бизнес и не решаюсь

  • Стою на распутье, не знаю, куда повернуть

  • Не знаю, как вести себя в конфликтной ситуации

  • Не могу найти работу

  • Как справляться со стрессами и профессиональным выгоранием

Если заказчиком коучинга является компания, то, как правило, это запросы, связанные с темами развития сплоченности, вовлеченности, мотивации сотрудников; формирования кадрового резерва, адаптации новых сотрудников, коучинг руководителей подразделений.

В зависимости от особенностей запроса коучинг может проводиться индивидуально, так и в групповом формате.

К преимуществам коучинга можно отнести:

  • Краткосрочность;

  • Конкретность;

  • Результативность;

  • Партнерские отношения.

Коучинг активно включается в жизнь современного человека. Мы обращаемся к коучу, когда ищем оптимальные пути развития, когда хотим достичь результата в любом виде деятельности. Коучинг рассматривается как новый взгляд на свои успехи и неудачи, как умение переводить проблемы в задачи, которые легко решаются. Коучинг – это:

• Акцент на сильные стороны клиента;

• Активизация внутреннего потенциала личности;

• Стремление к успеху в том деле, которым ты занимаешься;

• Грамотная постановка целей и анализ способов достижения своих целей;

• Обращенность в будущее;

• Вдохновение, энергия, эмоциональная вовлеченность в процесс;

• Импульс, придающий ускорение;

• Творческий подход к решению задач;

• Генератор нового поведения;

• Развитие инициативы и осознание новых горизонтов управления своей жизнью;

• Позитивные перемены в жизни, новые достижения;

• Структурированность и прогнозируемость результатов.

Цель коучинга – создать психологические условия, способствующие развитию, повышающие активность личности.

Результат коучинга: действия, направленные на достижение поставленных целей

Профессиональный коучинг - это не наставления и советы, а грамотный профессиональный инструментарий из различных подходов практической психологии, это мотивирующий мыслительный процесс, дающий возможность клиенту самому определить свои намерения, сделать выбор и эффективно достичь поставленных целей.

Так, на коуч-сессиях с клиентами, специалист дает возможность сотрудникам обратиться, прежде всего, к своим внутренним ресурсам, а также научиться правильно ими пользоваться. У клиентов есть возможность изучить, понять и настроить свои врожденные сильные стороны, а также откорректировать слабые стороны. Ведь, как известно, «все, что нужно человеку, есть в нем самом», и необходимо показать, как наиболее рационально можно использовать в профессии индивидуальные способности.

Роль коуча заключается в фасилитации (от англ. Facilitate – облегчать), в повышении эффективности деятельности личности и использовании его врожденного потенциала. Эта позиция часто обозначается как сопровождающий в поддержании мотивации клиента и нацеленности на результат.

Согласно Дж. Уитмору, суть коучинга — раскрытие потенциала личности или группы совместно работающих людей для максимизации собственной производительности и эффективности. Свою практическую модель коучинга Уитмор разработал на основе методов, изобретенных американским спортивным тренером Тимоти Голви. Она способствует повышению самомотивации, ответственности, более полному раскрытию способностей и удовлетворению жизнью.

Коучинг рассматривается также как новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг — нечто большее, чем консультирование. Коуч не учит своего клиента, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии успеха и оптимизма.

Концепция коучинга предполагает, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Безусловно, необходимы питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, однако способность вырасти уже заложена в каждом из нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это, в первую очередь, следование интересам клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента — это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

Формы коучинга:

  • Индивидуальный – коучинг в достижении поставленных целей, развитие компетенций для развития личной эффективности;

  • Групповой – обучение и развитие персонала компаний по различным темам (стресс-менеджмент, конфликт-менеджмент, тренинги командообразования, тайм-менеджмент)

Философия коучинга:

  • каждый человек живет с чувством того, что он способен на большее. Коучинг – помощь в реализации этого чувства.

  • каждый человек может все, что он захочет.

  • каждый человек знает, чего он хочет.

  • для того, чтобы достичь своих целей, надо осознавать реальность, быть мужественным и не останавливаться.

  • хочешь быть счастливым и успешным – будь. Критерии счастья и успеха ты выбираешь сам.

  • каждый человек отвечает за то, как проходит его жизнь.

Коучинг – процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни. Это технология партнерского взаимодействия с коучем, с самим собой, с окружающим миром. Коуч в этом взаимодействии не дает советов и рекомендаций, а помогает раскрыть потенциал человека.

Коуч-консультант помогает людям по-новому осмыслить, что для них действительно важно, поставить конкретные цели и осуществить необходимые действия.

Коучинг как новая форма консультативной поддержки появилась в начале 1980-х годов.

Меняя свои мысли, и совершая иные поступки, мы будем влиять на нашу жизнь. Коуч в процессе диалога, с помощью вопросов способствует развитию проактивности и умению быть «режиссером» собственной жизни.

Как отмечалось выше, правильно сформулированные вопросы помогают рассмотреть проблему с разных точек зрения. Если клиент в своем запросе говорит о том, что хотел бы добиться бОльших успехов в профессиональном и карьерном росте, можно предложить ему ответить на следующие вопросы:

- Каковы мои таланты?

- Что я умею делать лучше всего?

- Что меня вдохновляет и дает силы для преодоления сложностей?

- Как я отношусь к критике?

- К чему подготовил меня мой уникальный опыт?

- Что для меня самое важное в жизни? Мои ценности и приоритеты

- На какие свои качества я могу опираться, чтобы добиваться поставленных целей?

- Как я могу влиять на других людей?

- Как я представляю свою жизнь через 1 год/ 3 года?

- Что я могу изменить уже сейчас, чтобы приблизить себя к достижению цели?

- Как измениться моя жизнь, когда я добьюсь желаемого?

Отвечая на эти вопросы, клиент с помощью коуча акцентирует внимание на свои сильные стороны и преимущества, соотносит свои цели с ценностями и приоритетами. Осознанный подход к своей профессиональной деятельности и к жизни в целом способствует повышению мотивации и вовлеченности.

Коучинг создает психологические условия для раскрытия творческих способностей личности сотрудников. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности, это умение выходить за рамки привычного восприятия, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей. По мнению американского психолога Абрахама Маслоу, творческая направленность, врождённо свойственная всем, но может быть подавлена под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное, нестандартное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, оригинальному, что называется не шаблонному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости. Иными словами, креативность – это нелинейный способ мышления.

Успешность в профессиональной деятельности во многом достигается не только благодаря, так называемым, hard skills (профессиональные навыки), но и soft skills.

Soft skills, или гибкие, надпрофессиональные навыки помогают действовать в ситуации неопределенности, творчески перерабатывать информацию и добиваться результатов с наименьшими эмоциональными затратами. Они включают умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок.

Гибкие или мягкие навыки – это универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Надпрофессиональные навыки — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, способность принимать самостоятельные решения, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания деловой этикета, дисциплины, чувство ответственности, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект.

Часто для решения профессиональных задач, необходимо найти нестандартный, креативный подход, ведь известно, что не все задачи можно решить, опираясь исключительно на инструкции и предписания. Гибкие навыки помогают выйти за рамки шаблонного мышления и стереотипов.

В настоящее время выделяются четыре главных гибких навыков будущего:

  • креативность,

  • коммуникативность,

  • кооперативность,

  • критичность.

В целом, гибкие навыки включают в себя:

  • Коммуникативные навыки – умение убеждать, заинтересовывать, мотивировать, проявлять свою позицию

  • Умение работать в команде

  • Лидерские качества

  • Тайм-менеджмент – умение правильно распределять свое время

  • Способность творчески относится к решению поставленных задач

  • Конфликт-менеджмент: сотрудничество и взаимодействие

  • Эмоциональный интеллект

Эмоциональная составляющая является одной из ключевых для развития гибких навыков. Умение управлять своими эмоциями, считывать эмоциональное состояние собеседника во многом влияет на эффективность личности, на результат переговоров, на успешность в целом.

Эмоции — это наша реакция на происходящие события, на поведение и отношение других людей. Эмоции зависят от нашего восприятия, от мировоззрения и самооценки. Иногда бывает так, что наши эмоциональные реакции бывают неадекватными: мы болезненно реагируем на незначительные мелочи, и, наоборот, не замечаем того, что для других очевидно. Почему это происходит? Какие внутренние «фильтры» требуют правильной настройки, чтобы пропускать неважные, незначимые явления, и обращать внимание на существенные вещи, например, на то, в каком состоянии находится наш партнер по переговорам?

В какой-то степени это связано с особенностями нашей культуры: у нас акцент в развитии ребенка делается на рациональную сферу, на логику, на когнитивный интеллект. В большей степени именно когнитивные способности оцениваются в школе. При воспитании ребенка взрослые не уделяют должного внимания развитию эмоций, развитию способности распознавать свои эмоции, понимать чувства другого человека, умению управлять своими эмоциями. Именно эти составляющие эмоционального интеллекта во многом влияют на нашу успешность. Эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов:

  • Умение распознавать свои эмоции, осознавать их

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием независимо от внешних факторов

  • Способность распознавать эмоции других и умение проявлять сочувствие, эмпатию

  • Способность влиять на настроение других людей, оказывать на них позитивное воздействие

Данные умения и способности помогают легко налаживать контакт в новыми людьми, находить с ними общий язык, развивают коммуникативные навыки, способствуют достижению поставленных целей как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом обладают обаянием, с ними приятно общаться, они умеют поддержать и быть на одной волне с собеседником.

ПРАКТИКУМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОУЧИНГА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ1

Существуют много приемов и практик развития softskills – гибких навыков. Одним из эффективных методов является арт-терапия. Арт-терапия помогает человеку самому создавать свое настроение, свой внутренний мир, свое отношение к происходящему, то есть изменять способы своего эмоционального реагирования.

Упражнение «Трансформация образов»

Отметьте, какое эмоциональное состояние вы хотите проработать в данном упражнении (Например, раздражение, волнение, скука, страх, обида и т.д.)

  1. Представьте, на что похожа ваша эмоция. Например, мое раздражение похоже на большую черную кляксу.

  2. Нарисуйте этот образ или вылепите из пластилина.

  3. Посмотрите на то, что у вас получилось, и ответьте на следующие вопросы:

  • Что я теперь чувствую, глядя на этот образ?

  • Что я хочу сделать с ним?

  • Как я могу изменить этот образ? (Например, что-то дорисовать, добавить или убрать)

  • На что это теперь похоже? Какую эмоцию отражает?

  • Каким образом измененный образ я могу перенести в свою реальную жизнь?

Например, я могу трансформировать раздражение в интерес. Теперь вместо привычного «он меня раздражает» можно подумать «интересно, что он еще придумает».

Важно в данном случае помнить, что деление на положительные и отрицательные эмоции достаточно условно, не бывает плохих эмоций, любая эмоциональная реакция имеет право на существование. Главное — не подавлять свои эмоции, а научиться их осознавать и управлять ими. Такие упражнения помогают трансформировать эмоции, переводить их в конструктивное русло, тем самым снимать внутренний конфликт.

Упражнение «Переформулирование с помощью технологии «Open mind»

  1. Сформулируйте убеждения, связанные у вас с работой и карьерой

Например: «Карьеру делают только подхалимы», «Успех в профессии зависит от везения», «Карьеризм – это беспринципная погоня за личным успехом», «Работа – это рутина, она не может приносить удовольствие», «Сколько ни работай, много денег не заработаешь»

  1. Проведите «аудит» убеждений, определите, как эти ограничивающие стереотипы, могут негативно сказываться в профессиональной деятельности и препятствовать достижению поставленных целей.

  2. Сформулируйте прежние убеждения с новой позиции:

Как бы переформулировал эти убеждения и установки, например:

  • 6-летний ребенок

  • Ваш любимый комедийный герой

  • Оптимист

  • Пессимист

  • Ваш любимый сказочный персонаж/ герой литературного произведения

  • Старец – мудрец

Такая переформулировка способствует новому отношению к работе, помогает выйти за рамки привычных стереотипов и найти иные способы для решения вопросов личностного, профессионального и карьерного роста.

Арт-терапевтические (творческие) упражнения развивают гибкие навыки и расширяют наше представление о своих возможностях, помогают найти новые – креативные – варианты представления своих профессиональных целей.

Коучинговый подход в организации дает возможность сотрудникам и руководству быть в диалоге, активно развивать личностные и профессиональные компетенции.

____________________________________________

1 А.А.Воронова «Стресс-менеджмент. Психологические приемы управления эмоциями»; Изд-во «ТЦ Сфера», М., 2021

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС